Во многих семьях есть предметы, которые передаются по наследству из поколения в поколение. Некоторые могут быть совершенно бесценными. Для некоторых любимая бабушкина статуэтка или старинные часы — это символ памяти поколений. Для других – антиквариат — это бизнес, средство инвестирования в будущее. Нередко обладание старинными вещами является подтверждением статусности их владельца.
Отдельное место среди раритета занимает мебель, так как именно к ней помимо ее исторической уникальности применяются еще и эксплуатационные требования, ведь если антикварные часы или статуэтку возможно эксплуатировать в том виде, в котором они дожили до наших дней, или после небольшой реставрации, то мебель, помимо ее исторической ценности, должна еще обладать и прочностью.
Сегодня поговорим о том, какой бывает старинная мебель, из чего складывается ее стоимость, а также о том, какое влияние антикварная мебель оказывает на развитие современного мебельного направления.
Что такое Антиквариат
АНТИКВАРИА́Т — торговля старинными ценными предметами, картинами, книгами. (Малый академический словарь, МАС)
Считается, что стоимость антиквариата или предметов, произведённых в прошлом, зависит не столько от их возраста, сколько от степени художественной ценности. Порой достаточно трудно определить, является ли вещь антикварной, для этого прописаны критерии античности:
Ее возраст (от 50 лет)
Раритетность (ее редкость, уникальность)
Отсутствие серийности
Связь с определенными историческими событиями или целой эпохой
Отсутствие возможности воспроизведения
Художественная/историческая/культурная ценность
Материальная ценность
По своей ценности можно условно разделить антикварную мебель на несколько ее категорий.
Мебель массового производства
Такая мебель изготавливалась крупными фабриками или мануфактурами. Несмотря на то, что возраст ее может достигать сотню лет, и она может считаться старинной, высокой ценностью она не обладает, так как выпускалась большими партиями и была доступна большинству категорий населения. К примеру, знаменитая мебельная фабрика Тонет хоть и насчитывает более, чем 150-летнюю историю выпуска своего шедевра индустриального дизайна — венского стула, — однако, массовость его производства обусловливает его достаточно низкую стоимость на рынке антикварной мебели.
Венский стул фабрики Тонет. Сер. 18 века. Источник history-design.livejournal.com
Мебель частных мастеров
Данная мебель изготавливалась не очень крупными или совсем небольшими мастерскими. Высококачественные авторские предметы мебели изготавливались штучными экземплярами или ограниченными партиями, они ценились уже с момента их изготовления, ценны они и сейчас. При ее изготовлении мастера использовали ценные породы дерева, нередко применялась инкрустация золотом или драгоценными металлами.
Данная категория мебели занимает, пожалуй, самую большую нишу антикварного рынка. На его просторах вы нередко можете найти ценные экземпляры румынского, итальянского, французского мебельного производства, предметы русского зодчества.
Посудный шкаф, Франция начало 19в. Бронза, мрамор, красное дерево. Источик rumsiskiubaldai.lt
Кабинет в стиле Людовика XIV 1680г. Источник mebel-news.pro
Мягкая скамейка, Франция, нач. 20в., Источник rumsiskiubaldai.lt
Мебель именитых мебельщиков
Данная мебель имеет особую ценность, так как изготавливалась именитыми мебельщиками для именитых людей — высокопоставленных лиц, королевских, царских особ, людей из высших сословий. Владение такой мебелью значимыми фигурами разных эпох наделяет ее помимо антикварной еще исторической и культурной ценностью, как правило, такие экземпляры стоят огромных денег и хранятся исключительно в музеях.
Кресла Буль, середина19 века. Источник boullearminius.com
«Современная» антикварная мебель
Последняя категория антикварной мебели дало свое развитие и в современном мебельном искусстве. Уникальность такой мебели, порой ее бесценность вызывает огромный интерес не только у ценителей искусства и старины, но и у состоятельных особ, ведь обладание такой меблировкой подтверждает высокий статус владельца. Купить такую мебель может позволить далеко не каждый человек, потому что это дорогостоящее удовольствие. Но даже если и обладаешь возможностью приобрести предмет старины, это бывает невозможно из-за того, что она хранится в музеях или частных коллекциях. На помощь в таких случаях приходят мастерские, изготавливающие высокоточные копии старинной мебели. Таких изготовителей в нашей стране немного, это очень тонкая и кропотливая работа. К примеру, в нашей мастерской художник долго и с интересом изучает экземпляр, с которым придется работать – его историю, художественную ценность, особенности руки мастера. Или, наоборот, прежде чем что-то предложить заказчику для его интерьера, с интересом и удовольствием рассматривает образцы старинной мебели в музеях. В результате такой работы мы, порой, добиваемся даже большего результата, чем оригинал. Ведь помимо красоты и принадлежности к исторической эпохе, мастера наделяют ее новыми эксплуатационными свойствами, позволяющими служить ее владельцу много десятков лет, чем может похвастаться далеко не всякий антикварный образец даже после реставрационных работ.
Кресло ХIIV века Музея Nissim de Camondo в работе у нашего Художника
Книжный шкаф в кабинете нашего Заказчика. Идея шкафа была позаимствована в Строгановском Дворце Санкт-Петербурга, в Минералогическом кабинете, выполненном А. Ворохиным в 1791-1792 гг., который по праву считается одним из шедевров русской архитектуры XVII века. Его величественные двери отлично вписывались в наш будущий кабинет в французском стиле
Книжный шкаф в кабинете нашего Заказчика
Книжный шкаф Строгановского Дворца в Санкт-Петербурге